САНАРИС
описание услуг, телефоны и адреса организаций










Человек не должен быть нервным.

03.10.2005

В происхождении пограничных форм нервно-психических расстройств социальные факторы, взаимоотношения людей играют несравненно большую роль, чем при всех других заболеваниях. Диапазон переживаний, приводящий к невротическим расстройствам, очень широк и во многом отличается у разных людей.

В значительной мере он зависит как от идейной направленности личности, так и от условий ее конкретного существования. Это всегда следует учитывать, говоря о мерах профилактики невротических срывов. С одной стороны, важно создание благоприятных условий и правильного ритма жизни, предупреждающих перенапряжение нервной системы, с другой — воспитание человека, сильного духом, умеющего не теряться в сложных положениях.
О каких бы невротических нарушениях и обострениях отдельных черт характера ни шла речь, основная причина их возникновения — психотравмирующая индивидуально значимая ситуация. К их числу относится необходимость одновременно заниматься несколькими разными делами, когда человек, не успевая сосредоточиться на одном, вынужден переключаться на другое. В этих случаях отсутствие ритма, упорядоченного поиска и анализа информации, положительных эмоций, связанных с доведением до конца любого начинания, приводят к частой переориентации и приспособлению к новым условиям. Это гораздо скорее способствует развитию невротических расстройств, чем напряженная одноплановая деятельность в одних и тех же условиях.
Другая, не менее серьезная причина — быстрый переход от радостного состояния к тяжелым переживаниям. Такие «перепады» порой непосильны для нервной системы. Именно поэтому при необходимости сообщить человеку тяжелую весть лучше всего, если есть возможность, подготовить его. Истощающие психические влияния и стрессовые факторы могут стать роковыми.
Лауреат Нобелевской премии социолог Альберт Швейцер в своей знаменитой книге «Культура и этика» причину
перенапряжения людей, приводящую в капиталистическом мире к возникновению большого числа больных неврозами, связывает с их подневольным существованием. Он пишет: «В течение двух или трех поколений многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. То, что вообще может быть сказано о духовном и нравственном значении труда, на их труд уже не распространяется. Ставшая обычной сверхзанятость человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала. Не познания и развития ищет он, а развлечения — и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения...». Это, по мнению Швейцера, порождает «несвободное состояние и разобщенность» людей, что и объясняет возникновение боль­шого числа лиц с невротическими расстройствами. Именно существующие при капитализме неимоверная интенсификация труда, конкурентная борьба, потеря идеалов, рост преступности обусловливают постоянное эмоциональное перенапряжение, делающее неврозы жизненной нормой для широкого круга населения.
Создаваемые социалистическим обществом взаимоотношения людей, основанные на равенстве и братстве, отсутствие жестокой и всепоглощающей эксплуатации, постоянная забота государства о нуждах трудящихся, высокая культура, идейная убежденность — все это опре­деляет «психопрофилактический климат». Тем самым осуществляется самая действенная социальная профилактика повышенной нервности. Это способствует значительному снижению в Советском Союзе и других странах социалистического содружества числа больных неврозами по сравнению с крупнейшими капиталистическими государствами.
К числу выявленных современной медициной социальных причин невротических нарушений, действующих не только за рубежом, но и у нас, относится обостренное «стремление выдвинуться как на работе, так и в обществе»1. В принципе понятия о карьере и карьеризме не противоречат нашим представлениям и являются своеобразным «законом профессии». Однако в ряде случаев эти устремления приобретают самодовлеющее для человека значение, заставляя его пренебрегать моральны­ми и этическими нормами поведения. В свою очередь это возлагает и на самого «стремящегося наверх», и на окружающих непосильную нагрузку, приводящую к невротическим расстройствам. Особенно выраженными они бывают при крушении карьеристских планов.
Первое существенное звено в профилактике повышен­ной нервности — правильное воспитание детей. Нередко приходится слышать от молодых родителей о своем ребенке: «Что ж его воспитывать, он ведь ничего еще не понимает? Вот подрастет, тогда мы и займемся его характером!» Но с этим «тогда» можно опоздать, ведь ус­ловные рефлексы у детей начинают вырабатываться уже на второй недели жизни, а в 3—5 месяцев образуются рефлексы на зрительные и слуховые раздражения. Индивидуальность, то есть характерные черты поведения ребенка, устанавливается в 2—3 года. Именно в этот период, по образному выражению одного из психиатров, родители начинают отягощать детей не только своей наследственностью, но и своим воспитанием.
Особое внимание надо обращать на систематическое привлечение детей к посильным занятиям и приучать преодолевать трудности, а не заботливо устранять их, как это часто бывает. Недопустимо, чтобы плач или крик ребенка служили поводом к удовлетворению всех его капризов. Такое «воспитание» ничего не даст, кроме развития эгоизма, избалованности, формирования слабого типа нервной системы, Человек, не приученный с детских лет трудиться, привыкший, чтобы все его желания выполнялись, сталкиваясь с жизненными трудностями, с необходимостью систематически учиться или работать, испытывает определенную нервную «сшибку», ведущую к невротическим проявлениям.
Взрослым людям хорошо известна способность детей к подражанию, поэтому очень важен личный пример родителей. Нездоровая обстановка в семье создает постоянное напряжение. Так называемые «семейные» и «кухонные» скандалы, возникающие обычно из-за мелочей, расхождения во взглядах между супругами и кем-либо из родителей мужа или жены, вместе с которыми они живут, нежелание одного человека поступиться своими «правами» — все это держит «на взводе» всех домочадцев. Длительность подобных травмирующих моментов, невысказанность обид тяжело отражается на детях. Если ребенок непосредственно наблюдает ссоры, ругань, пьянство, он стремится их копировать, и в результате складывается неуравновешенный характер, прививаются дурные привычки.
Бытующие в некоторых семьях такие «методы» воспитания, как телесные наказания, запугивание, бесконечное повторение замечаний, в конечном счете, озлобляют ребенка, он постоянно испытывает страх перед наказанием, не уверен в себе. Это тоже причина для неврастении и психастении. Взрослый человек должен всегда, а особенно в присутствии детей, быть сдержанным и уравновешенным
Важно помнить и о том, что неврозы вызывает раннее половое созревание детей. Этому способствуют слишком частые и неумеренные ласки, излишне мягкая постель, особенно общая с другими членами семьи, обильная еда на ночь, условия, позволяющие наблюдать интимную жизнь родителей.
Ребенок с раннего возраста должен учиться правильному взаимоотношению с детским коллективом. Чувства уважения, товарищества, доброты воспитываются именно при первом общении со сверстниками. Если, например, все время напоминать: «Это твоя игрушка, играй только сам, не смей ее никому давать» — или: «Ешь конфеты сам, не вздумай угощать товарищей, у них есть свои», то это, естественно, рождает у ребенка эгоистические черты. Когда такой ребенок подрастает и начинает понимать, как важно бывает в жизни делиться не только конфетами, но и последним куском хлеба, у него может возникнуть «внутренний конфликт», от которого рукой подать до невроза.
Многие по опыту знают, как трудно удержать в руках контроль за подростками. Очень важно всегда говорить им правду, всячески поддерживать их романтические порывы, стремление быть принципиальными, защищать справедливость. Ведь любое разочарование, восприни­маемое в этом возрасте, легко может привести к нервному срыву. В этом отношении необходимо учитывать, что, по общему признанию, в течение последних десятилетий наблюдаются явления акселерации — ускорение развития подростков. Они становятся более здоровыми и крепкими. Вместе с тем у части молодежи существует определенный разрыв между физическим и умственным развитием. И, прежде всего, по-видимому, «отстает» социальная зрелость. Это, по мнению некоторых исследователей, способствует учащению конфликтных ситуаций и в результате—невротических состояний.
К числу полезных привычек, которые нужно заложить с детства относится правильная организация труда и отдыха". И детям, и взрослым рекомендуется ежедневно вставать и ложиться спать в одно и то же время, утром заниматься зарядкой и водными процедурами, плотно завтракать и, не торопясь, спокойно, правильно рассчитав время, идти на работу или на учебу. Наиболее утомительные и сложные дела лучше выполнять в первую половину дня, как говорят, «на свежую голову»; работу, особенно сидячую, время от времени следует прерывать хотя бы несколькими физическими упражнениями. В течение дня надо обязательно пообедать или второй раз плотно позавтракать. Интервал между едой не должен превышать 4—4,5 часа. После окончания работы желательно совершить прогулку, а детям — поиграть в спор­тивные игры, потом останется время на хозяйственные заботы, чтение, посещение знакомых, приготовление уроков. Ужинать следует не позднее, чем за 2—3 часа до сна. Все эти на первый взгляд банальные рекомендации могут предотвратить многие нервные срывы и оказаться полезнее большинства самых новейших медикаментов.
Вредные привычки, курение, особенно злоупотребление алкоголем — верные союзники неврозов и обострений болезненных черт характера.
Случайная неудача при попытке совершить половой акт, вызванная неподходящей обстановкой, переутомлением и другими причинами, порой «подогревает» чувство собственной неполноценности. Неуверенность, ожидание этой неудачи, особенно если такое состояние поддерживается одним из супругов, может в дальнейшем закрепить половую слабость. И наоборот, тактичное, разумное поведение помогает избавиться от нее. Неврозы возникают и при незавершенном из-за боязни зачатия половом акте, ощущении неудовлетворенности, если это часто повторяется. Фактором, истощающим нервную систему, служит также беспорядочная половая жизнь.
Итак, неправильное воспитание и жизненная ориентация, непосильная нагрузка, различные конфликтные ситуации, включая семейные и производственные неурядицы, невысказанные взаимные претензии, нежелание по­бороть свои эгоистические тенденции во имя интересов других служат основой «невротической обстановки», чреватой возникновением неврозов, формированием и обострением болезненных черт характера. Именно столкновение стремлений, желаний и вкусов людей часто по мелочному поводу является, как правило, главным компонентом в социально-психологическом механизме, приводящем к невротическим расстройствам. Знать это необходимо каждому.
Если бы мы постоянно помнили о непрочности нашего душевного равновесия, об обязательном доброжелательном и внимательном отношении к окружающим, о возможности предвидеть их переживания и действия, порождаемые случайной обидой или несдержанностью, то наверняка было бы меньше случаев, вынуждающих человека обращаться за помощью к психиатру.



Наркология:
проф. Ю.Пакин


















© Sanaris 2005-2010. Все права защищены
Создание сайта: LND