САНАРИС
описание услуг, телефоны и адреса организаций










Заикание? Будь Цицероном!

15.09.2005

Владимир Кукк.
Психиатр, психолог, общественный деятель.

Заикание, логоневроз, неправильное речевое поведение, как зависимость от привычки контролировать свою речь с результатом обратным желаемому.
Распространённость заикания колеблется от 0,47 до 9,98% от общего числа населения. То есть, в разных возрастных группах процент распространения этой зависимости разный, но в целом, в глобальном масштабе, в современном мире заикается приблизительно около 1% от всех жителей, в количественном выражении соответствует примерно пятидесяти миллионам человек.

Заикание - нарушение речи, которое не только широко распространено среди детей и взрослых, но и отличается многообразными причинами возникновения, сложным симптомокомплексом и ряде случаев не высокой эффективностью лечения.
Но практическая психология развивается и если с помощью обычных подходов можно добиться эффективности в половине случаев, то используя новые психотехнологии можно добиваются результата в 70-80% случаев. Свою авторскую программу я назвал: “Говори, Цицерон!”
Трудности общения с окружающими, характерные для многих заикающихся, особенно в подростковом и юношеском возрасте, обуславливают у этих людей определённые изменения личности, мешают им учиться и работать, в полной мере раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности.
Поэтому, несмотря на многовековую историю борьбы с заиканием и большое количество исследований в данной области, дальнейшее изучение этого нарушения речи, поиски новых терапевтических приёмов и методов не утратили актуальность.
Основу заикания могут питать корни невротического, психологического плана. Неправильное речевое поведение необходимо рассматривать как невроз, который так и назвали - логоневроз. И методы, соответственно нужно подбирать - психологические, психотерапевтические.
Если же основу заикания питают корни дисфункции мозговых структур, то есть органическое поражение головного мозга, то и лечение нужно подобрать неврологическое. Для уточнения причин заикания следует сделать электроэнцефалограмму головного мозга, компьютерную томографию, по возможности обследовать глазное дно у окулиста, сделать рентгеновские снимки мозга. Если результаты обследования в норме, то можно считать, что заикание - причина стресса, испуга, то есть носит невротический характер. Если же есть повышенное внутричерепное давление, повышенная возбудимость структур головного мозга либо судорожная готовность, то необходима неврологическая помощь как составная часть общей программы.

Тактика и стратегия для восстановления плавной и свободной речи.
Если ребёнок, подросток или молодой человек заикается в результате перенесённой психотравмы, при общении со сверстниками или со значимыми людьми, когда волнуется, когда ему необходимо выступать перед аудиторией на празднике, в детском коллективе, в классе, отвечать на уроках, то хорошие результаты дает комплексный подход поведенческой и психодинамической психотерапии, как в группе, так и на занятиях по индивидуальной программе.
Вначале идёт подготовительный или диагностический этап. На основании данных обследования назначается лекарственное лечение, например, оланзапин - антидепрессант, который очень хорошо подходит для терапии заикания, этот препарат нормализует синтез дофамина (важный нейротрансмиттер, при логоневрозе нарушен синтез дофамина). В случае выявления неврологических знаков органического поражения ЦНС - физиотерапия, если для этого есть показания.
Намечается план коррекции речи.
Заикающиеся дети и подростки по причине неправильного речевого поведения очень застенчивы и робки в обществе, то причина затруднения речи только в одном: они слишком озабочены, чересчур стараются говорить только правильно, тщательно сознательно и подсознательно контролируют каждое своё слово, обдумывают каждое действие, каждый звук, взвешивают каждое слово. Разрешите себе право на ошибку. Заикающиеся люди своим старанием и контролем сами "тормозят" работу речевого аппарата. Когда удаётся "спустить словесные тормоза", речь становится плавной и свободной, дети или взрослые перестают тревожиться, постоянно контролировать своё речевое поведение, они начинают свободно говорить. Они начинают говорить творчески, то есть, дети или взрослые становятся самими собой.
Творческая речь, в противоположность заученной, всегда самопроизвольна, всегда естественна. Свободная речь – это прежде всего самовыражение.
В проблему неправильного речевого поведения обязательно вплетается оценочная зависимость, двойной контроль: собственный речевой контроль (правильно ли я говорю?) и предполагаемый речевой контроль со стороны значимых людей (им не нравится, как я говорю?). Снять оценочную зависимость, снять страхи, научить расслабленному стилю поведения и речи - первая задача психолога или психотерапевта.

Суть психотерапии.
Снять этот вездесущий контроль и в тренинге функционально закрепить свободную речь. Простой приём: подростку надевают наушники, через которые он слышит приятную спокойную музыку, мелодия звучит так, чтобы тренирующийся не мог слышать свою речь, она прерывает контролирующую функцию над собственной речью. В это время тренирующемуся предлагают почитать вслух стихи, рассказы, любой текст. Магнитофон записывает эту речь. Потом можно прослушать запись и убедиться, что когда снимается контроль речь действительно свободна. Таких упражнений много, ну например, читать громко (тихо) и вслух (шепотом) стихи, рассказы, читать, крепко стиснув зубы, тренинг со словарем, тренинг с ритмом дыхания, тренинг изменения скорости речи (замедление и ускорение), тренинг с эмоциональными модуляциями и другие.
Предвестниками заикания следует считать: высокий, тонкий голос; ускоренная речь, как бы рубленая, с паузами; повторы слогов, растягивание звуков; частое, прерывистое дыхание, а также то, что плечи на вдохе поднимаются; шея зажата, голова в напряжении опущена. Важно научиться «чувствовать» их и устранять, как только они начинают появляться. Особенно это касается детей со склонностью к неврозам. Чтение текстов вслух: с отработкой ритма, дыхания, в сочетании с эмоциональной и дыхательной гимнастикой, релаксационным тренингом во многом убирает эти препятствия речи.
За счет проведения регулярных речевых тренингов патологические рефлексы уходят, вырабатываются новые - рефлексы свободной речи.
Разовые методы и способы быстро снимают страхи, но не вырабатывают рефлексы свободной речи. Чудес не бывает. Нужна увлекательная, интересная, творческая работа над своей речью, но работа! Результат обязательно приходит! А куда ему деться?
Приведу пример из своей практики: Николай Б, 14 лет, учащийся 7-го класса. Мать - бухгалтер, отец-строитель. Роды и раннее развитие соответствует здоровому. Воспитывается единственным ребенком. В возрасте 6 лет в результате психотравмирующей ситуации развился логоневроз. Но через 6 месяцев речь восстановилась полностью, расстройства речи возникали периодически при сильном волнении до возраста 11 лет. Психотерапия или другие формы лечения не применялись. Школу, где учился Николай, закрыли, школьников перенаправили в другие школы Северного района Таллина. В новой для Николая школе, в новом классе адаптация проходила очень тяжело. Со стороны учителей в отношениях с учиниками преобладали директивные, авторитарные формы отношений. В классе, в среде сверстников диминировали нездоровая конкуренция, отношения: «лидеры подавляли робких, застенчевых». В характере Николая явно преобладали робость и застенчивость. Николай быстро попал в группу «мальчиков для биться», в течение четырех месяцев подвергался психологическому давлению со стороны лидеров класса и хулиганским выходкам (в туалете подожгли ранец Николая). Сразу после этого инцидента у Николая развился сильный логоневроз.
Родители обратились к психиатру, был назначен курс оланзапина и освобождение от устных ответов на уроках. В течение месяца динамики улучшения не наблюдалось. Психиатр дал направление на курс психологической помощию. Директору школы я посоветовал продумать план меропреятий для улучшения обстановки в школе и в классе Николая с привлечением родителей и школьного актива самоуправления. Николаю была проведена диагностика ЦНС, знаков органического поражения не обнаружено. Программу «Говори, Цицерон!» Николай прошлел в течение 6 недель. Кроме совместных тренингов, Николай старательно выполнял упражнения дома, закрепляя быстрое восстановление речи. Кроме того, Николаю были рекомендованы тренировки в хоккейном клубе. После окончания программы на время летних каникул Николай получил задания для проведения самостоятельных речевых тренировок. В начале сентября, после трех месяцев летних каникул (во время визита в кабинет практической психологии) у Николая нарушений речи не выявлено.
Есть у китайцев поговорка: «Поезд, которого ждут - никогда не придёт!”
Подход должен быть комплексным и личностно ориентированным, с единственной целью: помочь ребенку или взрослому устранить речевые помехи и заново обеспечить нормальный личностный рост.
Мы живые люди, а не статичные системы. Наше стремление улучшить свое здоровье и достичь большего осознания для своего гармоничного, психологического роста в условиях динамичного развития современного общества.
В разные периоды своей жизни испытывали затруднения речи Сэр Уинстон Черчилль, великий ученый Исаак Ньютон, писатель У. Сомерсет Моэм, секс-символ ХХ века Мэрилин Монро, актер Брюс Уиллис, поэт Роберт Рождественский, автор «Дяди Стёпы” и Гимна России С. В. Михалков ..., приложив определённые старания, они во многом помогли себе вернуть свободную речь.
Когда Сергей Михалков покидал свой отчий дом, то его отец напутствовал сына: "Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись дальше. Попробуй вылечиться от заикания. Работай над собой. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!"
Сам Сергей Михалков вспоминает о себе так: "Мне исполнилось семнадцать лет. Страдая с детства дефектом речи - заиканием, я никогда не стеснялся своего недостатка. В определенных трагикомических ситуациях я так умел обыграть свое заикание, что в школе никому из моих сверстников и в голову не могло прийти посмеяться надо мной.
Человек, лишенный чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен. Ему трудно жить среди людей. Он мнителен и любую безобидную шутку в свой адрес может воспринять как оскорбление. Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над собой. Это я хорошо усвоил с детства".



Наркология:
проф. Ю.Пакин


















© Sanaris 2005-2010. Все права защищены
Создание сайта: LND