САНАРИС
описание услуг, телефоны и адреса организаций










Консервативное лечение ожоговых ран.

04.10.2005

К.м.н. Т.Г. Спиридонова, НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, Москва.

В Московском ожоговом центре НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского (руководитель – профессор С.В. Смирнов) накоплен значительный опыт лечения обожженных. Ежегодно около тысячи пострадавших госпитализируется, еще двум тысячам оказывается квалифицированная амбулаторная помощь.

Ожоговая травма является самой тяжелой из всех видов травматизма, вызывая множественные и длительные нарушения гомеостаза, приводящие к дисфункции органов и систем. Основными задачами лечения обожженных является сохранение жизни пациентов и восстановление целостности кожного покрова. Начиная со стадии шока и до стадии реконвалесценции, больной нуждается в интенсивном комплексном лечении, включающем инфузионно–трансфузионную терапию, коррекцию катаболических процессов и иммунодепрессии, профилактику инфекционных осложнений и генерализации инфекции. Эти проблемы требуют специального обсуждения, но они тесно связаны с вопросами местного лечения ожоговых ран, являющихся важнейшим источником инфекционных осложнений, прежде всего пневмонии и сепсиса, которые наиболее часто приводят к летальным исходам.
При поверхностных ожогах II степени (эпидермальных), IIIА степени (субдермальных) и IIIБ степени (дермальных) восстановление кожных покровов и хороший функциональный результат в первую очередь зависят от своевременно начатого и патогенетически обоснованного лечения. Лечебные мероприятия включают:
• восстановление микроциркуляции для сохранения тканей паранекротической зоны;
• защиту от инфицирования и подавление роста микрофлоры;
• возможно раннее иссечение некротических тканей;
• стимуляцию процессов регенерации (эпителизации или развития грануляционной ткани);
• при дермальных ожогах оперативное восстановление кожного покрова.
Для лечения ожоговых ран в амбулаторных и стационарных условиях методом выбора является повязочный метод. При этом повязка в известной мере предохраняет ожоговую раневую поверхность от инфицирования, удерживает на ране лекарственные препараты, способна всасывать раневое отделяемое. Выбор лекарственных средств определяется глубиной ожога, стадией течения раневого процесса, характером инфицированности раны.
Каждая лекарственная форма (мази, растворы) имеет свои показания к применению. По воздействию на раневой процесс при ожогах монокомпонентные препараты можно разделить на следующие группы:
• противомикробного действия, содержащие антибиотики, антисептики, сульфаниламиды (мази линкомициновая, тетрациклиновая, синтомициновая, фурацилиновая, диоксидиновая, дермазин и т.д.; растворы хлоргексидина, фурацилина, йодопирона, борной кислоты, калия перманганата, натрия гипохлорита);
• противовоспалительного действия, содержащие гормональные препараты (мази фторокорт, локакортен, преднизолон и др.);
• протеолитического и кератолитического действия (салициловая мазь, профезим, ируксол и др.);
• стимулирующие регенерацию (мази метилурациловая, солкосерил);
• местные обезболивающие средства (тримекаин, лидокаин).
Важнейшим звеном местного лечения является воздействие на микрофлору. Ожоговая рана нуждается в антибактериальной терапии с момента возникновения до полного ее закрытия, поскольку колонизация микроорганизмами с развитием гнойного воспаления приводит к тяжелой интоксикации, препятствует заживлению эпидермальных и субдермальных ожогов, ведет к углублению ожоговых ран, лизису и отторжению аутодермотрансплантатов, служит источником генерализации инфекции.
По данным лаборатории бактериологии, эпидемиологии и антибиотикотерапии НИИ СП им. Н.В. Склифосовского (рук. – д.м.н. Д.Д. Меньшиков), отделяемое ожоговых ран наиболее часто содержит стафилококки (почти в 75% случаев), несколько реже – синегнойную палочку (около 50%) и значительно реже другие микроорганизмы (рис. 1). Формирование в ранах ассоциаций микроорганизмов, обладающих различной чувствительностью или резистентностью к антибактериальным препаратам, значительно затрудняет выбор лекарственных средств для местного лечения ожоговых ран.
При решении вопроса о применении той или иной мази учитывается не только чувствительность микрофлоры к антимикробному препарату, но и характер мазевой основы. Мази на жировой основе (фурацилиновая, Вишневского) не обладают осмотической активностью, не способны дренировать рану, а напротив, создают так называемый “парниковый эффект”. Наложение повязок с мазями на жировой основе показано в воспалительно–регенераторной и регенераторной фазах течения раневого процесса, когда нет обильного гнойного отделяемого и необходимо защитить эпителизирующуюся или гранулирующую раневую поверхность. Исключение составляют ожоги кистей, когда “парниковый эффект” необходим для сохранения и защиты от высыхания тканей паранекротической зоны и близко расположенных движущихся структур пальцев и тыла кисти. Этот “парниковый эффект” можно подкрепить наложением на повязку целофанового пакета.
Ошибочным является наложение повязок на жировой основе в дегенеративной, дегенеративно–воспалительной и воспалительной фазах течения при обильном раневом отделяемом. Это приводит к нарушению оттока, вызывает усиление всех признаков интоксикации, ухудшает общее состояние больного.
В настоящее время широкое распространение получили мази на полиэтиленгликолевой (ПЭГ) основе, которая обладает высокой осмотической активностью, хорошо высвобождает антибактериальные препараты, адсорбирует микробные и тканевые токсины, не присыхает к ране. Мази на ПЭГ выгодно применять при наличии остатков некротических тканей и обильном раневом отделяемом, т.е. в дегенеративной, дегенеративно–воспалительной, воспалительной и даже воспалительно–регенераторной фазах течения раневого процесса. Одним из таких препаратов является отечественная поликомпонентная мазь Левосин, которая обеспечивает разностороннее воздействие на раневой процесс. Входящие в состав мази антибиотик широкого спектра действия левомицетин, нарушающий синтез белков микробных клеток, и сульфаниламидный препарат длительного действия сульфадиметоксин подавляют рост значительной части спектра бактерий, колонизирующих ожоговые раны. Содержащийся в мази анестетик тримекаин вызывает продолжительную анестезию, что выгодно отличает Левосин от большинства других мазей, в том числе от мази Левомеколь, также содержащей левомицетин. Кроме того, в состав мази Левосин входит метилурацил, который обладает анаболической активностью, ускоряет клеточную регенерацию и заживление ран, стимулирует клеточные и гуморальные факторы защиты, оказывает противовоспалительное действие. Наконец, водорастворимая основа мази – полиэтиленоксид, обладая осмотическим эффектом, адсорбирует микробные и тканевые токсины. Эффективны также диоксидиновая и хинозолоновая мази, мафенид.
Мази на эмульсионной основе (линименты синтомицина и стрептоцида, кремы дермазин, фламазин и др.) содержат значительное количество воды и не обладают сорбционной способностью. Их целесообразно применять при ожогах II степени во всех фазах течения раневого процесса, при ожогах IIIА степени – в регенераторной фазе. Суммируя вышеизложенное, приводим алгоритм местного лечения ожогов.
Консервативный повязочный метод лечения при ожогах II– IIIА степени является основным, при этом сроки эпителизации составляют в среднем 14–21 сут. При ожогах IIIБ степени повязочный метод является вспомогательным, обеспечивая подготовку к оперативному лечению – некрэктомии и аутодермопластике. В этих случаях сроки лечения и восстановления кожного покрова зависят от общей площади поражения и площади глубоких ожогов и, как правило, превышают 30 сут.



Наркология:
проф. Ю.Пакин


















© Sanaris 2005-2010. Все права защищены
Создание сайта: LND