19.08.2005
Д.К. Нажмутдинова, Т.В. Таха.
Микроспория – грибковое заболевание, при котором чаще всего поражаются кожа и волосы, очень редко ногти. Название происходит от возбудителя – гриб рода Microsporum. Возбудитель микроспории впервые был описан в 1843 г. Грюби, который дал ему название Микроспорум Одуэна в честь незадолго до этого умершего врача и зоолога Одуэна.
Различают антропонозные и зоонозные типы возбудителя микроспории. К первым относится Microsporum audouinii (Gruby) – обычный возбудитель микроспории и причина ее больших эпидемий в США и некоторых странах Западной Европы. В нашей стране этот тип возбудителя встречается крайне редко. К группе антропонозных относится также ржавый микроспорум (Microsporum ferrugineum), получивший свое название за особенность колоний, обратная сторона которых имеет коричнево–оранжевую («ржавую») окраску.
Заболевания, вызываемые ржавым микроспорумом, протекают более остро и являются более резистентными к проводимой терапии по сравнению с другими формами этого микоза. Microsporum gypseum– геофильный гриб, поражающий человека, лошадей, кошек и собак. Регистрируется преимущественно в сельской местности, в странах с традиционно развитым сельским хозяйством. Имеются единичные сообщения о культуральном выделении этого возбудителя из очагов поражения в Узбекистане, Турции. Однако наиболее распространенной, безусловно, является зооантропонозная микроспория, вызванная Microsporum canis ( lanosum ). Гриб распространен повсеместно. Источником заражения являются больные кошки, собаки, люди. Микроспория относится к числу наиболее распространенных дерматофитий, занимая второе место после микозов стоп и кистей. В некоторых регионах страны пациенты с микроспорией составляют 80–90% от всех больных дерматомикозами. С высокой частотой заболевание регистрируется во всех странах мира, за исключением Австралии и отдельных стран Азии.Так, распространенность этой патологии в США в настоящее время составляет 2,5%, в России – 76,1 на 100 000 населения.
Микроспория считается болезнью детского возраста. На ее долю приходится 80–99,7% дерматофитий с поражением волос у детей. Достаточно часто эта патология развивается у новорожденных и составляет 0,2–0,3%. Возросла частота возникновения этого микоза у взрослых, причем не только с традиционной для лиц старшего возраста локализацией на гладкой коже, но и на волосистой части головы. Следует отметить, что у взрослых достаточно часто отмечают атипичные формы поражения: трихофитоидная без видимых воспалительных явлений в очагах, инфильтративно–нагноительная, абсцедирующая. В последнее десятилетие прослеживается тенденция к снижению заболеваемости микроспорией волосистой части головы и повышению удельного веса больных микроспорией гладкой кожи с поражением пушковых волос. Инкубационный период при микроспории составляет в среднем 5–7 дней. Внедрение гриба в кожу не обязательно приводит к развитию заболевания. У некоторых людей (носителей) гриб определяется при микроскопии и культуральном исследовании на визуально здоровой коже. Заболевание в этих случаях может не возникнуть вовсе или развивается через несколько месяцев после заражения. Такие асимптомные носители грибковой инфекции выявляются в 5–10% случаях среди школьников в очагах, эндемичных по микозам волосистой части головы. Определенную роль в патогенезе микроспории играет недостаточность барьерно–защитной функции. Условно можно выделить микроспорию волосистой части головы или, значительно реже, других волосистых участков кожного покрова, микроспорию гладкой кожи с поражением пушковых волос, а также микроспорию ногтевых пластинок.
При поверхностной микроспории волосистой части головы обычно отмечаются лишь единичные очаги поражения правильной округлой формы и небольших размеров, с четкими границами, не сливающиеся друг с другом, покрытые значительным количеством отрубевидных серовато–белых чешуек, как бы посыпанные мукой. Самым характерным клиническим признаком при этом является наличие в очаге сплошь обломанных волос, которые выступают над уровнем окружающей кожи на 2–5 мм. Воспалительные явления обычно маловыраженные; кожа в области очагов слегка покрасневшая и немного отечная; у основания волоса часто образуется беловатая кольцевидная чешуйка, окружающая его в виде манжетки. В начале заболевания, а иногда и в запущенных стадиях по краю очагов поражения волосы очень легко выдергиваются, причем на корневых частях обнаруживается беловатого цвета налет, особенно выраженный в области фолликулярной воронки. Такие волосы напоминают свернутый зонтик; имеется также некоторое сходство со спичкой, один конец которой покрыли клеем, а затем окунули в песок. Особого внимания заслуживает клиническая картина микроспории, вызванной ржавым микроспорумом. В этом случае высыпания более обильные, локализующиеся, как правило, в височных областях и на всех краевых участках волосистой части головы, нередко с одновременным поражением прилегающих областей гладкой кожи (лоб, виски, шея). Для этой формы микроспории характерно возникновение ряда мелких очагов вблизи одного крупного. Волосы в очагах обычно обломаны не все, а только часть (иногда незначительная); очаги поражения не всегда имеют правильные круглые очертания, границы часто размыты, а волосы обломаны на разном расстоянии от уровня кожи, иногда даже на ее уровне.
Таким образом, микроспория, обусловленная Microsporumferruginеит, напоминает поверхностную трихофитию. К атипичным, редко возникающим видам микроспории кожи волосистой части головы относят инфильтративную, нагноительную (глубокую), экссудативную, трихофитоидную и себорейную. Микроспория гладкой кожи возникает на любых участках кожного покрова, но чаще на открытых частях тела – лице, шее, кистях и предплечьях. Очаги поражения имеют вид резко ограниченных, круглых, немного выступающих над кожей воспалительных дисков с двумя зонами – периферическим пятнисто–узелково–корочковым валиком и обратно развивающимся шелушащимся центром. В некоторых случаях пузырьки не образуются, формируются участки в виде шелушащегося, резко ограниченного пятна с обратным развитием в центре. Иногда изменения бывают одинаковыми на всем протяжении очага; в таких случаях отмечается большое сходство с себорейной экземой. Нередко очаги сливаются и образуются самые причудливые рисунки, иногда значительной площади. Часто больные жалуются на незначительно выраженный зуд в области поражения.
Течение микроспории гладкой кожи обычно острое. Что касается поражений гладкой кожи, вызванных ржавым микроспорумом, то часто в результате слияния отдельных очагов возникают большие неправильной формы участки поражения, образуются двойные и даже тройные «кольца». Микроспория ногтей возникает редко, имеются данные о единичных наблюдениях. Кроме клинических признаков микроспории, большое диагностическое значение при поражении волос микроспорумом имеет появление характерного ярко–зеленого свечения под влиянием ультра–фиолетовых лучей, пропускаемых через стекло, импрегнированное солями никеля (лучи Вуда). Этот способ позволяет обнаруживать даже единичные пораженные микроспорумом волосы. При микроскопическом исследовании пораженные волосы окружены снаружи массой мелких спор, образующих своеобразную оболочку вокруг корневой части волос, которая иногда бывает видна и невооруженным глазом (так называемый «футляр» Адамсона). Споры расположены беспорядочно и в отличие от трихофитии не складываются в цепочки. Внутри волоса мало спор, в нижней же части скапливаются нити мицелия наподобие бахромы («бахрома» Адамсона).
Системная терапия при микроспории необходима при поражении пушковых и тем более длинных волос. В современной лечебной практике широко применяются препараты: гризеофульвин – в основном в детской практике, как самый безопасный; тербинафин; кетоконазол; итраконазол. При лечении микроспории гладкой кожи без поражения пушковых волос применяют наружные антимикотические препараты, которые содержат очень высокие концентрации действующих веществ против возбудителей микроспории. В большинстве случаев местные антимикотики обладают широким спектром не только антигрибкового, но и антимикробного и противовоспалительного действия, что имеет весьма существенное значение, поскольку бактериальная флора очень часто сопутствует грибковой и осложняет течение микоза. В настоящее время в арсенале практических врачей имеется богатый выбор противогрибковых препаратов местного действия в виде растворов, кремов, мазей, пудр. Наибольшей востребованностью пользуются официнальные препараты, применяемые в основном в виде кремов и растворов: клотримазол, кетоконазол, тербинафин, бифоназол, оксиконазол, миконазол, эконазол (Экодакс).
Практически каждый из перечисленных препаратов обладает высокой активностью к большинству видов возбудителей микозов, а концентрация противогрибкового средства, создаваемая на поверхности очага поражения, достаточна для подавления жизнедеятельности всех грибов–возбудителей. Однако учитывая то, что лечение должно проводиться достаточно длительно (в течение 3–4 недель) в режиме 2–х кратного применения в сутки, важным критерием выбора является стоимость и, следовательно, доступность лекарства для пациента. В частности, эконазол (Экодак с ® ) обладает широким спектром противогрибковой активности, высокой эффективностью при лечении дерматофитий кожи и доступен по цене. При наружном применении эконазол (Экодакс ® ) проникает во все слои кожи и ногтевую пластинку. Системное всасывание препарата очень низкое, он практически не проникает в системный кровоток. Концентрация активного вещества в эпидермальном слое кожи и дерме намного превышает минимальную ингибирующую концентрацию для дерматофитов. Менее 1% от величины принятой дозы крема Экодакс ® выделяется с мочой и калом. Эконазол наносят тонким слоем 2 раза в день на пораженныйучасток кожи и слегка втирают. Исчезновение зуда и покраснения отмечается уже к концу первой недели лечения. Длительность курса лечения составляет 2–4 недели. После местного применения эконазола (Экодакса ® ) риск развития системных побочных явлений невелик, однако иногда на месте нанесения крема могут возникать такие индивидуальные реакции, как покраснение, чувство жжения и зуда, которые в редких случаях могут приводить к необходимости отмены препарата.
Литература:
1. Рукавишникова В.М. Современные особен–ности клиники микроспории. Леч. врач, 4: 8–12., 2001
2. Корсунская И.М. Микроспория: Учеб.посо–бие. Москва, 31с.2001
3. Сергеев А.Ю. Грибковые заболевания ногтей. Москва, «Медицина для всех». Национальная академия микологии, 2001.
|
|