08.09.2005
О.А. Громова, докт. мед. наук, профессор.
История витаминологии и история неврологии неразрывно связаны. Авитаминозы и глубокие дефициты всех известных на сегодняшний день витаминов имеют отчетливую неврологическую составляющую. В клинической нутрициологии (наука о питании) болезни Альцгеймера, Паркинсона, Дауна, атеросклероз и другие неврологические недуги рассматривают в том числе и как следствие различных по тяжести, периоду воздействия и спектру нарушений обмена витаминов.
Наибольший опыт применения в неврологии принадлежит витаминам группы В. Так, практическую ценность имеет то, что цианкобаламин (витамин В12) – фактор сдерживания атеросклероза. Дефицит этого витамина сопровождается неврологической симптоматикой (психические расстройства, полиневриты, поражение спинного мозга). При длительном дефиците возникают деменция (слабоумие) и нейропсихические заболевания.
При дефиците фолиевой кислоты (витамин ВС) в первую очередь страдают ткани с интенсивным синтезом ДНК (мозг и другие ткани плода, плацента, кроветворная система и эпителий желудка и кишечника). Дефицит фолиевой кислоты приводит к снижению интеллектуальных возможностей; наблюдается более тяжелое течение таких психических заболеваний, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, деменция, депрессия.
Доказана приоритетность обеспечения тиамином (витамин В1) мозговой ткани. Факт развития тяжелых параличей при недостаточности тиамина свидетельствует об особой его роли в нервных клетках – нейронах. Длительная дотация витамина В1 – важнейший фактор сдерживания развития диабетической, алкогольной и токсической формы полинейропатии, ретинопатии сетчатки.
При недостатке рибофлавина (витамин В2) уменьшается количество окислительных ферментов, страдает окисление органических веществ, дающих энергию для роста и развития организма. Рибофлавин участвует в построении зрительного пигмента. Он защищает сетчатку глаза от избыточного воздействия ультрафиолетовых лучей и вместе с витамином А обеспечивает нормальное зрение – остроту восприятия цвета и света. Дефицит витамина В2 отражается на тканях, чувствительных к недостатку кислорода, в том числе и на ткани мозга.
Рибофлавин используется неврологами для лечения минимальной мозговой дисфункции, ранних форм цереброваскулярной патологии. Недостаточность пантотеновой кислоты (витамин В5), как правило, малоспецифична (тошнота, рвота, метеоризм, запоры, снижение функции половых желез, дерматиты и глосситы). Обязательное реноме гиповитаминоза В5 составляют неврологические симптомы: головокружение, слабость, головные боли, бессонница, парестезии (спонтанно возникающие неприятные ощущения онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и т.п.).
Пиридоксин (витамин В6), как и тиамин, – лидер по исследованиям в неврологии и психиатрии. Ярко выраженные свойства антидепрессанта прочно вписали терапию этим витамином в практику врача-нарколога и психиатра. Пиридоксин более 20 лет входит в протокол лечения больных аутизмом, в высоких дозах он эффективен при выводе из запоя, лечении алкогольного делирия, ранней рвоты у беременных, паркинсонизма, радикулита, диабетической полинейропатии, укачивания, депрессии.
Токоферол (витамин Е), традиционно рассматриваемый как фактор репродуктивного здоровья, раскрылся для неврологии относительно недавно. Его антиоксидантный потенциал причислил токоферолы к статусу "больших антиоксидантов" – наряду с витаминами С и А. Дефицит витамина Е проявляется нарушением зрения, астеноневротическим синдромом, атеросклерозом, снижением мозгового кровотока, болезнью Альцгеймера, а также эректильной дисфункцией, мышечной дистрофией, часто со склонностью к тромбообразованию, атаксией (нарушение координации движений) и таким нервным заболеванием, как витамин Е-зависимая периферическая полинейропатия.
Ретинол (витамин А) с точки зрения невролога важен тем, что обеспечивает функцию зрения. Именно ретинол, превращаясь в родопсин, трансформирует световой сигнал в нервный импульс, который впоследствии перерабатывается в зрительном центре. Установлено, что для устойчивого зрительного внимания очень важен баланс витамина А и каротиноидов. Однако зрение – это содружество витаминообеспечения не только ретинола, но и рибофлавина, и – опосредованно – всех витаминов (С, B1, B12 и т.д.).
Неврологическое значение аскорбиновой кислоты (витамин С), особенно в виде аскорбатов, заключается в обслуживании каскада нейромедиаторов фенилаланин–тирозин–допаминнорадреналин–адреналин. При дефиците витамина С возникают депрессия, подавленность, эмоциональная лабильность (неустойчивость), снижение памяти и внимания. Аскорбиновая кислота необходима организму для защиты от вирусных и бактериальных инфекций, потенцирующих любую неврологическую патологию.
Низкий уровень кальциферолов (витамины группы D) выражается не только в нарушении кальциевого обмена – рахит у детей, остеопения и остеопороз у подростков, взрослых и пожилых людей. Гиповитаминоз D проявляется также раздражительностью, вялостью, мышечной гипотонией, легкой спазмофилией. В то же время высокие дозы витамина D неврологически крайне опасны.
Никотиновая кислота (никотинамид, витамин РР) в центральной нервной системе стимулирует тормозные процессы, ослабляя проявления неврозов, истерии. Дефицит никотинамида может длительное время протекать латентно, т.е. не проявляясь внешне. В дальнейшем возникают эпизодические головокружения и головная боль, раздражительность, нарушение сна, повышенная утомляемость, вялость, тахикардия, цианоз (синюшность) губ, лица и кистей, бледность и сухость кожи. При лечении витамином РР возможно развитие аллергических реакций преимущественно на никотиновую кислоту, обладающую способностью вызывать в печени прямую либерацию гистамина. Никотиновая кислота как субстанция для препаратов дешевле, чем никотинамид. Коферментная форма витамина PP – никотинамид – не влияет на выделение гистамина и введена вместо никотиновой кислоты в современные поливитаминные комплексы (Алвитил).
Биотин (витамин Н) – очень дорогая субстанция и присутствует далеко не во всех витаминных комплексах. Биотин способствует образованию жирных кислот, поддерживает метаболизм аминокислот и углеводов, нормальное функционирование нервной ткани, потовых желез, костного мозга, мужских семенных желез, клеток кожи и волос.
Как уже говорилось, неврологические недуги в основном не ассоциируются с дефицитом витаминов. Обычно врач вспоминает о поливитаминных комплексах в период реабилитации после ОРЗ, при повышенных нагрузках и стрессовых ситуациях. Однако ряд исследований наглядно продемонстрировал важность витаминотерапии в суточных дозах при различных неврологических патологиях.
В 2003 г. нами были проведены наблюдения за детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – частым неврологическим недугом в практике и педиатра, и невролога. Алвитил был выбран как поливитаминный комплекс, полностью удовлетворяющий суточную потребность в витаминах, проявляющий положительный иммуномодулирующий эффект, безопасный в плане развития аллергических реакций. Алвитил содержит все необходимые водорастворимые (С, B1, В2, В5, В6, B12, РР, фолиевая кислота, биотин) и жирорастворимые (А, D, Е) витамины.
Лечение Алвитилом в значительной степени нормализовало содержание витаминов как у детей с неврологической патологией, так и у детей контрольной группы. После курса лечения общее клиническое улучшение произошло у 66,6% пациентов: нормализовались сон и аппетит, исчезли круги под глазами, улучшились цвет кожи, мышечный тонус и эмоциональный статус. По результатам анкетирования родителей, у всех детей снизилась утомляемость, отмечалось улучшение настроения, памяти и поведения.
Таким образом, использование поливитаминов Алвитил способствует нормализации состояния нервной системы у детей с неврологической патологией и улучшает сон, аппетит, окраску кожных покровов, мышечный тонус и эмоциональный статус. Эти результаты свидетельствуют об нейропротекторном эффекте Алвитила.
Попытки лечения заболеваний нервной системы с использованием витаминов прошли путь диетологических истин до появления высоких технологий (водорастворимый бета-каротин, жирорастворимый витамин B1, синтез аскорбатов и т.д.). При этом базовая витаминная коррекция комплексом всех витаминов в дозах, соответствующих суточной потребности, останется классикой для нейрофизиологии центральной и периферической нервной систем.
|
|