27.10.2006
ДЕТСКИЕ ПАРАЛИЧИ - двигательные нарушения, возникающие вследствие поражения нервной системы, к-рые обнаруживаются при рождении ребенка или проявляются в первые месяцы жизни. В происхождении Д. п. большое значение имеют внутриутробная инфекция и интоксикации, родовая травма, инфекции и травмы в раннем детском возрасте.
Изменения в нервной системе при Д. п. не прогрессируют, имеют резидуальный (остаточный) характер. Различают церебральные и периферические детские параличи.
Церебральные детские параличи характеризуются нарушением высших корковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых (базальных) ядер. При спастической форме Д. п. преобладают явления гипертонии мышц, гиперрефлексия, пирамидные симптомы (см. Пирамидная система). При преобладании экстрапирамидных явлений (см. Экстрапирамидная система) наблюдаются дистония мышц, гиперкинезы атетоидного типа (см. Атетоз), скованность, часто насильственный плач и смех. Различают следующие виды детских церебральных параличей.
Болезнь Литтла, или спастическая диплегия, развивается при родовой травме и характеризуется спастическим параличом конечностей, чаще нижних, реже верхних и нижних (рис. 1). Выраженные симптомы обнаруживаются в первые дни жизни ребенка. При купании и пеленании выявляется повышенный тонус мышц, проявляющийся в тугоподвижности, сопротивлении пассивным движениям. Более легкие формы болезни могут выявиться позже, к 5-6 мес. жизни. В этих случаях у детей отмечается вынужденное положение конечностей, при к-ром бедра повернуты внутрь, колени прижаты друг к другу. Дети начинают ходить с опозданием; походка их характерна: ступни касаются пола только пальцами, ноги переставляются с большим трудом, часто перекрещиваются. Обе ноги при попытке встать или лечь приводятся в движение одновременно. Сухожильные рефлексы повышены, но иногда их невозможно вызвать из-за резкого повышения мышечного тонуса. По этой же причине могут отсутствовать и патол, рефлексы. Психика чаще не изменена, хотя в отдельных случаях возможны сочетания болезни Литтла со снижением интеллекта.
Детская церебральная гемиплегия возникает чаще в результате энцефалитов. При ее развитии на фоне энцефалита после острого периода, к-рый длится несколько дней, судороги прекращаются, сознание ребенка восстанавливается и выявляется паралич одной половины тела, постепенно принимающий выраженный спастический характер (см. Параличи). Рука приведена к туловищу, согнута в локтевом суставе, кисть опущена, сжата в кулак. Нога разогнута в коленном суставе, стопа опущена. Сухожильные рефлексы повышены, имеются патол, рефлексы. Нередко поражаются и черепно-мозговые нервы; при поражении глазодвигательных нервов отмечается косоглазие, при поражении лицевого нерва - асимметрия мимической иннервации лица и др.
Детский псевдобульбарный паралич характеризуется затруднением сосания и глотания и проявляется уже с первых дней жизни ребенка. В дальнейшем выявляются нарушения жевания, движений губ и языка, лицевой мускулатуры, при поражении круговой мышцы рта ребенок не может закрывать рот (см. Псевдобульбарный паралич).
Периферические детские параличи возникают при поражении периферического двигательного нейрона во время патол, родов. Различают поражения черепно-мозговых нервов, нервных сплетений (плекситы) и периферических нервов. Из нервных сплетений чаще поражается плечевое (рис. 2).
Лечение детских параличей назначает врач. Оно должно быть длительным. Проводится комплексная восстановительная терапия. Применяются лечебная гимнастика, массаж, ортопедические мероприятия, напр, шинирование кистей и стоп.
Леч. гимнастику проводят дифференцированно в зависимости от выраженности и характера Д. п. При контрактурах необходимы упражнения на растяжение. Пассивные и активные упражнения сначала должны способствовать расслаблению мышц, затем их нужно производить с активным усилием (рис. 3). В комплекс леч. гимнастики входят упражнения на координацию движений, а также дыхательные упражнения.
У детей дошкольного возраста целесообразно использовать игры, лепку, аппараты, имитирующие катание на санях, лыжах, греблю и пр. Дети школьного возраста могут заниматься у гимнастической стенки. Важно развивать движения, необходимые для самообслуживания, письма и т. д. Лечебную гимнастику проводят постоянно, один-два раза в день. Можно обучить приемам проведения гимнастики родителей больного ребенка. Особенно полезно проведение леч. гимнастики в воде - в ванне или бассейне при температуре воды 37-38°. В теплой воде снижается мышечный тонус, облегчаются пассивные и активные движения, к-рые выполняются по определенной системе (рис. 4).
Эффективным является массаж конечностей и туловища в зависимости от локализации и характера параличей. При повышении мышечного тонуса производят поверхностный массаж в виде поглаживаний. Интесивное массирование мышц может способствовать нарастанию мышечной гипертонии. При периферических параличах массаж может быть более интенсивным. Его нужно проводить по определенной системе. Массаж проводят курсами по 20-25 процедур с двухмесячными перерывами между курсами.
Леч. гимнастику и массаж целесообразно сочетать с применением лекарственных средств и физиотерапевтическими процедурами. Назначают средства, улучшающие проводимость нервных импульсов и способствующие восстановлению двигательных функций (дибазол, прозерин), показаны витамины группы В. При мышечной гипертонии у детей старше 1 года применяют препараты, снижающие мышечный тонус (тропацин, мелликтин),, в случаях задержки психического развития - глутаминовую к-ту, энцефабол, ноотропил. При сочетании Д. п. с эпилептическими припадками (см. Эпилепсия) проводят противосудорожную терапию. Из физиотерапевтических процедур при периферических параличах эффективны ионизация с йодидом калия, диатермия и др. Показаны грязелечение, повторные курсы лечения в специализированных санаториях для детей с церебральными параличами и органическими поражениями ц. н. с. В тяжелых случаях проводят ортопедическое и хирургическое лечение. Больных с детскими параличами целесообразно обучать в специализированной школе-интернате, при нормальном интеллекте дети могут учиться по общей программе. При снижении интеллекта дети учатся во вспомогательной школе.
Прогноз и успех реабилитации детей с детскими параличами во многом зависит от степени выраженности интеллектуального дефекта и своевременности начатого лечения (до формирования грубого двигательного дефекта). Важное место в социальной адаптации детей с Д. п. отводится рациональной организации их быта и обучению навыкам самообслуживания.
Л. О. Бадалян.
|
|