САНАРИС
описание услуг, телефоны и адреса организаций










Глухота: как вырваться из тишины.

19.01.2006

Неумолимая статистика гласит: в России 13 миллионов глухих и слабослышащих людей, а один ребенок из тысячи рождается с патологией слуха. О том, как помочь таким детям услышать мир, рассказывает старший научный сотрудник Научно-клинического центра оториноларингологии МЗ и СР РФ, кандидат медицинских наук Александр Владимирович ПАШКОВ.

Путь в мир тишины
ПРИЧИНОЙ глухоты могут быть врожденные факторы — внутриутробные и родовые травмы, недоношенность, низкая масса тела ребенка при рождении. Особенно опасны инфекционные и вирусные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, в частности краснуха, которая вызывает у ребенка «триаду Грея» — поражает сердце, зрение и слух.

У детей, хорошо слышаших от рождения, причиной ухудшения слуха могут служить такие заболевания, как отит, менингит или длительное лечение ототоксическими препаратами.

Глухота нередко передается по наследству. Кроме того, слух неизменно ухудшается с возрастом — примерно с 60 лет на проблемы со слухом жалуется почти каждый человек.

Глухоту может вызвать продолжительное воздействие сильного шума (неслучайно частота нарушений слуха у жителей Москвы в 1,8 раза выше, чем в целом по стране).

Каждому свой метод
В РАЗВИТЫХ странах диагностику слуха у детей проводят сразу после рождения. В России подобные обследования новорожденных проводятся только в «продвинутых» медицинских центрах, где есть специальная аппаратура, позволяющая с высокой точностью определить нарушения слуха. Одним из таких центров является клинический центр оториноларингологии Российской Федерации.

Впрочем, родители ребенка сами могут определить возможные нарушения слуха у своего ребенка.

«Проблемный» младенец не гулит, не реагирует на громкие звуки. Очень важно сразу при обнаружении настораживающих факторов обратиться к врачу — снижение слуха является барьером в интеллектуальном развитии ребенка.

Обычно слабослышаших детей обучают в специализированных учреждениях — детских садах, школах и интернатах. Существует несколько методик, которые позволяют глухим людям общаться. Жестовая речь, которая, по сути, является самостоятельным языком, дактилология — быстрое складывание пальцев руки в фигурки, обозначающие буквы, чтение по движению губ. Широкую популярность в России в последнее время приобрел верботональный метод. Он основан на том, что у слабослышащих детей поврежден не слуховой центр в коре головного мозга, а лишь его периферийный аппарат, который можно заставить работать. В работе с ребенком используют низкие частоты — в результате он слышит звук через вибрацию.

Надо сказать, что эти методики широко применяются лишь в России. В остальном мире они не пользуются популярностью, поскольку неизменно формируют «страну глухих» — особый социальный мир, отдаленный от мира здоровых людей. А это ведет к изоляции и умению слабослышащих людей существовать лишь среди «своих».

Поэтому главной своей задачей специалисты считают формирование у слабослышащих детей нормальной словесной речи. Но прежде чем ребенок научится понимать речь других, он должен услышать себя.

Я слышу — значит, существую
САМОЕ быстрое и эффективное восстановление способности слышать — это слухопротезирование.

На сегодняшний день существует большой выбор слуховых аппаратов, которые дают ребенку возможность слышать как свою, так и чужую речь. Но купить аппарат — это полдела. Важно, чтобы он был правильно настроен. Слуховой аппарат должен учитывать индивидуальные частотные характеристики слуха, иначе он будет работать по принципу мегафона — усиливать все звуки подряд.

Относительно недавно в России был опробован принципиально новый метод — установка системы кохлеарной имплантации, которая заменяет собой поврежденные и неработающие элементы внутреннего уха. Первая операция кохлеарного имплантирования была проведена почти 20 лет назад, а на сегодняшний день в мире проведено более 100 тысяч подобных вмешательств.

Установка системы кохлеарной имплантации показана при глубоких поражениях слуха. Операцию предпочтительнее проводить детям до 4 лет — в этом возрасте она дает наилучшие результаты.

Курс реабилитации после вживления имплантата, который длится от 3 до 5 лет, не менее важен, чем сама операция. Прооперированного ребенка нужно научить различать звуки — для этого врач-аудиолог создает специальные речевые программы-карты и проводит индивидуальную настройку речевого процессора, а сурдопедагог проводит курс реабилитационных занятий. Как показывает врачебный опыт, операция без последующих занятий и регулярных настроек речевого процессора не приносит желаемых результатов.

Вы должны обратиться к врачу, если ребенок:
— в первые 2–3 недели жизни не вздрагивает от громких звуков;

— в возрасте 1 месяца не поворачивается на звук голоса;

— в 2–4 месяца не гулит;

— в 1–3 месяца не оживляется на голос матери;

— в 4–5 месяцев гуление не переходит в лепет;

— в 8–10 месяцев не издает никаких звуков;

— во время сна не реагирует на громкие звуки и голоса.

Необходимо провести раннюю диагностику слуха, если имели место:
— во время беременности — инфекционные и вирусные заболевания, лечение ототоксическими препаратами;

— асфиксия новорожденного ребенка;

— внутричерепная родовая травма;

— показатель билирубина в крови новорожденного — более 20 ммол/л;

— гемолитическая болезнь новорожденного;

— низкая масса тела при рождении — менее 1500 кг;

— наследственные заболевания у матери, сопровождающиеся поражением слуха.



Наркология:
проф. Ю.Пакин


















© Sanaris 2005-2010. Все права защищены
Создание сайта: LND