САНАРИС
описание услуг, телефоны и адреса организаций










Опасные кактусы.

06.10.2005

Сердюкова Н.Б. – Наркотики и наркомания. Ростов-на-Дону. 2000.

Пейотль — очень маленькие, еле заметные в щебеночной пыли (излюбленная среда обитания), как будто прячущиеся, серо-зеленые кактусы без колючек, но с набором пятнадцати алкалоидов, важнейшим из которых является мескалин.

Надземная часть растения напоминает расплющенные коренные зубы, разделенные на 5—10 частей. Две трети кактуса уходят под землю, но не в виде корня, как мандрагора или женьшень, а лишенным хлорофилла стеблем. Корешки же растения очень малы, нежны и находятся очень глубоко. На вкус пейотль горек, волокна его очень жестки и размягчаются только под воздействием слюны после длительного пережевывания. Часто его употребляют в виде крепкого отвара. В высушенном виде может храниться неограниченно долго.
Любопытно было бы сравнить химический состав растения, сорванного вчера, с волокнами, высушенными впервые на Земле (тысячелетия назад!). Корни его культа в отличие от корней самого кактуса очень длинны и уходят в глубочайшую древность. Название его можно перевести, как «кактус, открывающий привидения». Характер интоксикации в общем типичен для галлюциногенов: обострение восприятия, яркие цветные иллюзии в виде геометрических фигур (это нашло отражение в традиционной мексиканской живописи), но что особенно характерно для данного наркотического растения — огромный рост внутренней энергии, подключение ресурсов организма. Многодневный пост участников перед началом ритуала — довольно частое явление, но использующие пейотль постятся по несколько дней и после праздника. Этим «допинговым» свойством пользовался Кортес в Тлахкале, заставляя своих солдат во время перехода через трудный горный перевал жевать жесткие волокна кактуса. Церковь сурово осудила заботливого испанского полководца, как и весь культ употребления пейотля. Францисканский монах Бернардин де Саагуна писал в середине XVI века, что «сей дьявольский корень вызывает у тех, которые едят или пьют его, ужасные или смешные видения», а в список обязательных вопросов для проведения исповеди католическая церковь включила следующий: «Пил ли ты или давал другим пить пейотль, чтобы раскрывать секреты или находить утерянную или украденную вещь?».
В некоторых деталях ежегодный ритуал употребления пейотля совпадает с христианским обрядом причащения. Начинается он с длительного и многотрудного путешествия в горы за «младшим братом бога-оленя». Паломничество возглавляется опытным шаманом, которому только и по силам выследить сокровище. В пути паломники постятся, соблюдают строжайшую нравственную дисциплину, у каждого есть веревочка с узелками, напоминающими о сексуальных связях. Обнаружив первый кактус, шаман после театрализованной подготовки поражает его стрелой и оплакивает убиение брата божества. При этом кактус осторожно обрезается со всех сторон, чтобы не повредить подземную часть, от чего растение может засохнуть и не вырасти на следующий год. Каждый паломник получает по маленькому кусочку наркотических волокон и, причастившись, участвует в общем сборе остальных кактусов. Затем все отправляются в обратный путь, охотясь по дороге на оленей (табуированное животное-тотем, мясо которого не употреблялось в обычное время). На месте основного ритуала после исповеди в грехах каждый бросает в костер свой «донжуанский список» на веревочке. Начинается обильная трапеза с поглощением огромного количества оленины и торжественным питьем отвара из «священной плоти брата бога». Ночь проходит в бурных плясках, громком песнопении, безумных прыжках и веселье. Это продолжается три дня, на утро четвертого участники расходятся по домам и, как было уже сказано, продолжают поститься еще неделю.
Любопытно, что сейчас культ пейотля возродился на территории канадской провинции Сескачеван в виде «Первородной церкви Америки», прихожане которой — 250 тысяч рьяных противников алкоголя и неистовых борцов за высокие моральные принципы — употребляют наркотический кактус вместо христианской просфоры.
Мескалин является активным галлюциногенным алкалоидом небольшого кактуса, растущего в пустыне и известного в Мексике под названием «пейотль». Название «мескалин» происходит от названия индейского племени Мескалеро, широко использовавшего этот наркотик. Порции пейотля, приготовленные к употреблению, называются мескалиновыми батончиками. В 1886 г. немецкий фармаколог Людвиг Левин опубликовал первое систематическое исследование кактуса, который индейцы почитают как божество. Исследователи пейотля, психологи Иенш, Хэвлок и Митчелл, сошлись во мнении, что мескалин занимает место среди самых уникальных наркотиков, наиболее глубоко изменяя свойства сознания, он при этом наименее токсичен.
Химики научились синтезировать мескалин, биохимически родственный лизергиновой кислоте. Психиатры, как и в случае с ЛСД, с готовностью принялись экспериментировать на себе и на своих пациентах, пытаясь «раскусить» феномен шизофрении. Но действие мескалина так и осталось бы достоянием узких кругов психиатров, психологов и биохимиков, если бы известный писатель Олдос Хаксли не пожелал бы стать «подопытным кроликом» своего друга, известного психолога Хэмфри Осмонда (который ввел в обиход термин «психоделия»), и «одним ясным майским утром» не проглотил «четыре десятых грамма мескалина, растворенного в пол стакане воды», а затем, потрясенный и преобразившийся, не описал своих опытов в книге «Двери восприятия», ставшей букварем революции сознания для миллионов разноцветных хиппи.
Вслед за Хаксли свои опыты с мескалином описал антрополог Карлос Кастанеда. Никто из участников меекалиновых экспедиций не смог зафиксировать признаков физической зависимости, деградации или потери социального статуса у индейцев, употребляющих пейотль. «Видимо, эти индейцы постепенно приучают себя к мескалину, относясь к этому процессу очень ответственно и серьезно, причем, никогда не начиная без опытного учителя», — пишет доктор Дж. Слоткин.



Наркология:
проф. Ю.Пакин


















© Sanaris 2005-2010. Все права защищены
Создание сайта: LND